Как бизнес теряет деньги на найме сотрудников

и как избежать ошибок в подборе персонала
Для любого бизнеса процесс найма сотрудников является одной из ключевых задач. Подходящие специалисты улучшает общую эффективность работы и способствует развитию компании. Однако далеко не всегда подбор персонала проходит гладко. Многие компании сталкиваются с ситуациями, когда после нескольких месяцев активного поиска кандидатов они не могут закрыть вакансию. Почему так происходит? Будем разбираться в этой статье.

Кристина Бережная
HR-эксперт
Представьте, что ваша компания открывает вакансию. И вот вы находите идеального кандидата: опытный, с отличным резюме, коммуникабельный, с хорошими рекомендациями. Но почему-то через месяц человек увольняется. И вот снова, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса, вы тратите время и деньги на поиск нового сотрудника. Что же пошло не так?

Иногда даже малейшая ошибка в процессе найма может стоить бизнесу слишком дорого. Зачастую речь идет не только о потраченных средствах, но и о снижении продуктивности, конфликтных ситуациях в коллективе и нарушении рабочих процессов. Разберемся, как минимизировать эти риски.

5 ошибок поиска сотрудника

Ошибка 1. Поиск «идеального человека», а не профессионала
Когда компания ищет сотрудника, часто акцент делается на личные качества кандидата. Искать не просто специалиста, а человека, который «вдохновляет», «разделяет ценности компании» и «вписывается в команду» — это распространенная практика. Конечно, личные качества важны, но без необходимых профессиональных навыков даже самый «приятный» кандидат не сможет выполнять свою работу должным образом.

Как избежать.
Важно не только искать человека, с которым будет комфортно работать. Перед стартом найма нужно определить, какие именно навыки и знания требуются для выполнения задач. Определите ключевые компетенции и задачи с самого начала. Это поможет вам сосредоточиться на поиске профессионала, а не просто «приятного» человека.

Ошибка 2. Найм по принципу «если работал в крупной компании — значит, подойдет»
Многие работодатели считают, что если кандидат работал в крупной компании, то он обязательно будет эффективным и в малом бизнесе. Однако реальность отличается. Специалисты из крупных корпораций не всегда могут адаптироваться к условиям малых и средних предприятий. Работая в большой компании, сотрудник привык к четким инструкциям, структурированным процессам, прозрачным границам обязанностей. Он понимает, что для любого процесса есть человек. И в его обязанности входит только определенное количество задач. В малом бизнесе же часто требуется умение справляться с нестандартными задачами и работать в условиях неопределенности.

Как избежать.
Учитывайте не только опыт работы в крупных компаниях, но и способность кандидата адаптироваться к специфике вашего бизнеса. Оцените его гибкость, готовность работать в условиях меньших ресурсов, а иногда и совсем без ресурсов. И проверяйте, насколько кандидат готов самостоятельно принимать решения.

Ошибка 3. Ожидание, что сотрудник «сам разберется»
«Он же взрослый, должен сам понять, что делать!» — это мысль, которая порой возникает у работодателей, решивших нанять опытного специалиста. Однако даже высококвалифицированный сотрудник может столкнуться с трудностями, если ему не предоставлены инструкции. Особенно, когда человек начинает работать в другой сфере. Ему необходимо погрузиться в специфику новой компании, понять как работают процессы. Например, новый менеджер по продажам может не знать, какие продукты компании являются приоритетными. У него, конечно, есть навыки продаж, но пока он ничего не знает о продуктах, он их и не продаст.

Как избежать.
Важно разработать систему ввода в должность, которая поможет сотруднику быстро освоиться. Часто используют пошаговый план, в котором перечислены основные задачи по дням/неделям. В этом плане не только обозначаются задачи, но и результат, который будет готов ответить на вопросы и дать рекомендации в процессе адаптации. Это существенно повысит шансы на успешную интеграцию нового сотрудника в команду.

Ошибка 4. Игнорирование софт-скиллов
Противоположность первой ошибке. Но да, бывают крайности. Одни переоценивают значение софтов, зато другие компании недооценивают. Нередко при отборе технических специалистов проверяют исключительно умение работать с технологиями. Т.е. не задают вопросов для оценки навыков общения, командной работы, лидерства и других качеств, которые будут важны на этой должности. И когда компания принимает такого сотрудника, то позже сталкиваются с тем, что коллектив начинает жаловаться на конфликтность или токсичную атмосферу. Эти проблемы чаще всего возникают из-за недостатка софт-скиллов у нового сотрудника.

Как избежать.
Во время собеседования важно проверять кандидата комплексно: профессиональные навыки и личностные качества. Например, задавайте вопросы о том, как он работал в командах, как решал конфликты, что ему нравится в работе с коллегами и как он реагирует на стрессовые ситуации. Это позволит вам избежать попадания в команду токсичного сотрудника.

Ошибка 5. Экономия на ресурсах при подборе персонала
В попытках сэкономить, многие компании ограничиваются лишь базовыми шагами в процессе подбора сотрудников. Например, они размещают вакансию на одном-двух популярных сайтах, но не используют возможности холодного поиска и не используют свою базу кандидатов. Это может показаться эффективным решением, но в реальности такой подход сокращает шансы на быстрый поиск специалиста. Более того, не вкладываясь в рекламные кампании, таргетированную рекламу, не используя поиск через профильные ресурсы, компания упускает множество потенциальных кандидатов.

Как избежать.
Стоит инвестировать в разные каналы подбора персонала. Не стоит ограничиваться только размещением вакансий на самых популярных площадках. Используйте холодный поиск, расширяйте охват через социальные сети, профессиональные платформы и сайты, которые специализируются на подборе персонала. Также не забывайте о качественной коммуникации с кандидатами — если кандидату не ответят в течение нескольких дней, он может выбрать другое предложение.

Не рискуйте терять деньги и время на неправильный подбор сотрудников
Правильный найм — это не только про опыт и резюме, но и про адаптацию в вашей компании, а также про умение работать в нужной атмосфере. Мы понимаем, как сложно найти того самого сотрудника, который действительно будет работать на результат и гармонично впишется в команду. Именно поэтому мы поможем вам сэкономить время и ресурсы, подберем кандидатов, которые подойдут вам по всем параметрам.

Доверьте поиск профессионалам — с нами процесс найма станет проще, а результаты вас приятно удивят.

Давайте обсудим ваш проект

Оставьте заявку

и мы с вами свяжемся

Как с вами связаться?
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных на сайте hrbigg.ru